TY - JOUR
TI - Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011
T2 - Вопросы образования
IS - Вопросы образования
KW - читательская грамотность
KW - образовательное неравенство
KW - дошкольное обучение
KW - начальная школа
KW - родительские практики
KW - обучение чтению
KW - PIRLS
AB - Захаров Андрей Борисович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ab.zakharov@gmail.comКапуза Анастасия Васильевна - стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: akapuza@hse.ruАдрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20Уровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS‑2011 анализируется выбор родителями с разным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4‑м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при непосещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4‑м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь различных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся.
AU - А. Б. Захаров
AU - А. В. Капуза
UR - https://archive_vo.hse.ru/2017--2/207121632.html
PY - 2017
SP - 234-257
VL -